ТАКОЙ Моргенштерн мне уже давно не нужен. Я уже привыкла к его вечному отсутствию и изменившемуся характеру. 11 лет назад он тоже стал осторожнее после падения, но не настолько же.
Это был второй день Куусамо-2003, старт Кубка мира 2003/04, и Томас Моргенштерн, которому за несколько дней до того исполнилось 17 лет, в то время практиковал один из самых рисковых стилей, и я постоянно опасалась, что эти слишком глубокие наклоны вперёд до добра не доведут. Куусамо-2003, сильный ветер и опасный прыжок, после которого бригада медиков очень долго возилась с недвижимым телом у подножия горы приземления. Это было страшно. Интернета не было, я только через неделю узнала, что Морги отделался лёгким сотрясением мозга и совершенно не помнит этот свой кульбит. А ещё через неделю сообщили, что он возобновил тренировки. А ещё через полторы началось Турне четырёх трамплинов. Угадайте, кто занял 26-е место в квалификации и открыл первый день соревнований?
Помню, ещё в тот день в новостях спорта по НТВ осветили этот оберстдорфский этап, и после рассказа о победе и рекорде Петтешена голос за кадром заявил, что "не следует обходить вниманием и другого спортсмена, Томаса Моргенштерна. Месяц назад он едва не расстался с жизнью, а сегодня финишировал со вторым результатом".
Тогда же и появилась группа поддержки в жёлтом, сногсшибательная популярность и более уравновешенный полёт.
Последний день Турне, Бишофсхофен, снова ветер, хоть и не такой опасный. Моргенштерн лидирует после первой попытки. Он это Турне открыл, ему и закрывать. Между двумя прыжками раздаёт бесчисленные автографы. Прогнозируют, что не удержит лидерства. Так оно вполне закономерно и случилось, и никто не унывал, в 17 лет да после таких испытаний четвёртое место - даже слишком удачно. Четвёртое на этапе и четвёртое в общем зачёте Турне. Он стоял рядом с пьедесталом, по левую руку от занявшего третье место Петра Жонты, удивительно красивый и в скромной радости от первого крупного успеха. Вы как хотите, а я его таким запомнила и буду помнить в дальнейшем, потому что никакие его последующие достижения не запомнились так, как этот маленький, но впечатляющий триумф возвращения.
И все эти годы он был примером. В крайнем случае, для меня.

My inner voice is telling me, that it's time to say good bye! I want to say thank you to the best fans of the world for. It has been twelve amazing and emotional years. It wouldn't have been possible without you. This is not the end, it's the beginning of something new. I hope you will by my side, when I'm walking on new paths. You are THE BEST!!

У меня никогда не было проблем с деидеализацией, а к прощанию готова уже давно. Будь тема сегодняшней пресс-конференции другой, я бы написала то же самое, только в другой контекстной рамке. Хотелось бы написать что-нибудь восторженное по поводу повторения истории 11-летней давности, но что поделаешь - пишу так, как было. Конец карьеры, в которой осталось это впечатляющее возвращение, слава, пришедшая задолго до олимпийского золота и двух Кубков мира, въезд в родной город на троне, розыгрыш призовой белочки в фейсбуке и яркость спортивного персонажа, никого не оставляющая равнодушным. Всё это и многое другое было, повторить и превзойти это вряд ли возможно, а тихо доживать прыжковый век в лучах достижений прошлых лет - слишком тусклая судьба для ослепительной утренней звезды.
Которой он больше не сможет быть. Он уже не тот, что раньше, и попытка возвращения отчасти будет шагом назад, ничем, кроме самого своего факта, не примечательной.

Прощаюсь, тихо радуясь собственным воспоминаниям и с благодарностью за эти прекрасные 12 лет. Наша Team Squirrel собралась сделать прощальное видео (интересно, а прошлогоднее видео после конкурса дошло?), пока не могу придумать, как уместить всё желаемое в 20-секундный ролик (нас же 24 человека, больше нельзя). И после новостей, хоть они и не такие, как мне оптимистично хотелось, стало легче, да ещё понятно, что именно это - наилучший ход. Хорошо, что наконец наступила определённость, хорошо, что всё закончилось именно так и именно сейчас, потому что случаи Янне Ахонена и Мартина Шмитта оказались совершенно не вдохновляющими. И всё-таки, Томас, ты снова стал примером, показав, как правильно уходить